сайт, посвященный творчеству писателя

В день лицеиста проводился конкурс стихов, посвященных А.С Пушкину

15.12.2015
19 октября во Всероссийском музее А.С. Пушкина (историческом, известном многим музее-лицее) были награждены несколько детей, победившие в конкурсе «Письмо в стихах». Конкурс был придуман такими организациями как Российская государственная детская библиотека и всероссийская государственная библиотека иностранной литературы, поддержка которым оказана агентством по печати и массовым коммуникациям.

В Биробиджане прошла II Межрегиональная конференция «Библиотеки регионов дальнего Востока»

11.12.2015
13-14 октября в одном из главных культурных центров Биробиджана, в Универсальной научной библиотеке Шолом-Алейхема, прошла конференция, посвященная языкам Дальневосточного региона. Мероприятие было приурочено к культовому Году литературы и юбилейному 20-летию библиотечной ассоциации РФ.

В Москве открывается экспозиция старинных пишущих машинок

09.12.2015
С декабря и до февраля 2016 года в столице России будет действовать выставка пишущих машинок. Можно будет увидеть самый первый писательский агрегат и тот, которым пользовались в конце 20 века. Известные пишущие машинки, на которых работали Лев Толстой, Солженицын, Пастернак, Бродский, Зощенко украсят галерею, ее создатели обещают осветить исторический экспонат со всех его сторон.
Когда люди ловили частников на улицах, такси во внуково дешево.

Немецкие эмигранты и их образ в произведениях Э.М.Ремарка

В двадцатые — тридцатые годы двадцатого столетия с усилением влияния фашизма в Германии и последующим приходом его к власти, умы немецкой интеллигенции поневоле обратились к проблеме признавать или не признавать происходящее, и как ко всему этому отнестись. Как следствие, возникал вопрос об эмиграции. Замечательный немецкий писатель того времени Эрих Мария Ремарк не мог остаться в стороне от этих вопросов. Мало того, он оказался одним из самых последовательных авторов, который с одной стороны нацелил все свое творчество на ужас происходящего, а с другой — остался при этом на удивление беспристрастным и объективным описателем, ни на шаг не переступив черту отделяющую писателя от судьи. Тем и интересно его творчество последующим поколениям. Уже в самом начале тридцатых годов Ремарк, опасаясь преследования нацистов, перебирается в Швейцарию. Соответственно и эмигрантская тематика начинает звучать в его произведениях все чаще и чаще. Если до этого основной темой его книг было так называемое «потерянное поколение», то теперь это поколение становится «поколением без родины». Эти мотивы становятся все сильнее и сильнее в романах «Триумфальная арка», «Возлюби ближнего своего», «Ночь в Лиссабоне», пока, наконец, не достигают наивысшего развития и философского обобщения в книге «Земля обетованная». Практически все герои писателя — это люди, вынужденные по злой воле обстоятельств покинуть родину и скитаться по свету как перекати-поле. Все они исполнены благородства, честности, прямоты и исключительного мужества. Для них не важны более деньги, материальные блага или какие-то стандартные общественные идеалы. В цене остаются только «реальные ценности»: любовь, дружба и способность к самопожертвованию ради других. Теперь эти произведения считаются как бы литературным манифестом поколения, жившего в те тяжелые годы. Герои книг Ремарка, сохраняющие непоколебимое человеческое достоинство во время невыносимых испытаний физического и морального плана, в годы тяжелейшего экономического и социального кризиса, которые, под мастерским пером автора, стали фоном для развития и становления их характеров, помогли многим читателям даже во время любых трудностей оставаться самими собой, стали для них подлинной панацеей от укусов ненависти, нетерпимости и отчаяния.

Даже и сегодня, почти через столетие после событий, происходящих в романах Ремарка, мы можем повторить слова одного из героев романа «Триумфальная арка», который сказал, что жизнь — это всего лишь жизнь. Сама по себе она немногого стоит, и отказаться от нее не трудно. Но вот как отказаться от всего над чем насмехаются, что называется верой в человека и все человечество. Эту веру уничтожить нельзя, и, так или иначе, придется вытащить наш мир из крови и грязи.

Судьбы иммигрантов в книгах Ремарка поражают своей объемностью и правдивостью. Его герои — это живые люди. Мы отчетливо слышим их разговоры, следим за тем, как развиваются их судьбы, с сочувствиям относимся к их несчастьям и волнениям, и, в то же время, видим отчетливые пересечения со своими собственными идеями, проблемами и переживаниями. Как любой настоящий художник, Ремарк с потрясающей реалистичностью описавший свое поколение, в тоже время адресовался к поколениям будущего, с четким и предельно понятны посланием.

Даже политический смысл книг Ремарка далеко не устарел. По крайней мере не происходит ничего похожего на это. Основной вопрос, который задают и себе, и окружающим его персонажи — а правда ли нацисты подобно марсианам явились из глубин космоса и вероломно захватили беззащитную, никому не принадлежащую территорию, такую как, скажем, Германия? — или наоборот, в каждом, скажем, немце прячется нацист, а иначе с какого перепуга они так истово сражались за этих самых «марсиан»? — так и нашел еще окончательного ответа. А пока ответ не нашелся, поколения все новых и новых «моральных и физических» иммигрантов будут скитаться по миру в поисках своей «земли обетованной», и все новые поколения читателей будут с интересом обращаться к его книгам в поисках ответов, на все еще остающиеся актуальными вопросы.

Во всех произведениях Ремарка об иммигрантах, таких как «Ночь в Лиссабоне», «Триумфальная арка», «Возлюбите ближнего своего», а также последнего незавершенного «Земля обетованная», которая в изданном и завершенном варианте называется «Тени в раю», не обошлось без некоторых недостатков. Они наполнены беллетристскими шаблонами того времени и индивидуалистическим пацифизмом. Однако художественные достоинства, нравственность и неисчерпаемый гуманизм служат залогом многолетнего успеха его книг, как у самого широкого круга читателей, так и у профессиональной критики. Споры, посвященные его творчеству не утихают до наших дней.

Назад