Творчество Эриха Марии Ремарка известно во всем мире. Произведения этого талантливого писателя переведены более чем на пятьдесят языков. Он стал символом немецкой литературы XX века.
Особым этапом в творчестве Ремарка стал «эмигрантский» период, время, проведенное вдали от родины, в США. Автор создает «Триумфальную арку», «Ночь в Лиссабоне», книгу «Возлюби ближнего своего». Ремарк не причисляет себя к какому — то конкретному политическому движению. Он субъективный идеалист, скептический гуманист, всем сердцем любящий человечество. Он ничего не пропагандирует, не дает советов, ни критикует. Ремарк просто рассказывает историю жизни, но так, что читатель ясно и четко видит, что такое хорошо и правильно, а что — нет. Это удивительное качество ремарковских произведений. Они настолько спокойно правдивы, что читатель перестает быть просто пассивным зрителем. Возникает жгучее желание изменить людей, себя, весь мир! Писатель ограничивает свое сознание, но вопреки этому произведения все равно выступают обличителями неприглядной действительности.
Действующие лица Ремарка — люди, вынужденные покинуть родную землю и жить в эмиграции. Все они — честные, наивно благородные, с сильно развитым чувством самопожертвования ради ближнего. Образы их цельны и гротескны. Герои эмигрантских романов ценят непреходящие ценности: дружбу, любовь. Это важнее материального. Произведения Ремарка, написанные во время эмиграции, показывают судьбы людей, сохранивших себя, не смотря на экономическую, политическую и социальную нестабильность.
В произведениях, где героями выступают эмигранты, Ремарк распахивает перед читателем реальные картины жизни в изгнании. Все только подчеркивает душевное настроение и мировосприятие действующих лиц: природа, гротескные и лаконичные ландшафты, яркость и глубина цветов, речь героев, которая звучит как заклинания или молитвы.
Одним из последних произведений Э.М.Ремарка стала книга «Ночь в Лиссабоне». В нем автор соединил два основных вопроса своего творчества: любовь и пацифизм. Главный герой теряет все — страну, любимую и самого себя. Красной нитью проходит идея призрачности и эфемерности счастья. Вообще, во всем творчестве Ремарка ощущается какая — то философская обреченность. Главный герой после пяти лет гонений все-таки находит свою умирающую жену и вывозит ее из рейха.
Еще одним романом, созданным в период пребывания Ремарка в США, стало произведение «Возлюби ближнего своего». Здесь автор не прибегает к своему постоянному литературному приему «Рассказ от первого лица». Повествование ведется от третьего. В таком случае субъективное мнение писателя больше не довлеет над читателем. Потому и выводы более объективны, а в данном случае это очень важно. На ряду с привычными для Ремарка темами любви, разлуки, мести появляется идея антифашизма. Автор показывает судьбу человека, попавшего в жернова тоталитарного режима. Роман не вызвал положительных отзывов литературных критиков. Его посчитали чересчур сентиментальным, слишком мелодраматичным.
В это же время Ремарк продумывал содержание нового романа, который ему хотелось экранизировать. Главная героиня произведения писалась под Марлен Дитрих. В 1945 году с большими трудностями автору удалось опубликовать роман под названием «Триумфальная арка». Издательства не хотели вновь браться за книги Ремарка из — за провала «Возлюби ближнего своего». Интересно, что сам Ремарк долго отождествлял себя с главным героем романа хирургом Равиком. Книга имела ошеломительный успех и популярность.
В центре повествования — политический эмигрант Фрезенбург. Во Франции он меняет свое имя на Равик. Нет документов, нет работы, нет уверенности, что через мгновение его обман не будет разоблачен. А дальше — депортация. Равик — хирург. Но он не имеет права работать официально, потому за копейки делает простые операции, помогая врачам. Смысл жизни потерян. Ничто не может вывести героя из сумрака безнадежности существования. Все действия разворачиваются на фоне мрачных улиц Парижа. В конце романа могущественная Триумфальная арка исчезает во мраке надвигающегося демона фашизма.
Роман «Земля обетованная» остался неоконченным. Но эта незавершенность только сильнее подчеркнула литературный талант Ремарка, его чутье на актуальность и понимание того, что нужно читателю. Автор увидел в только возникающем модельном бизнесе перспективы будущей популярности. Он тонко подметил всю несостоятельность мира, в котором живет главная героиня — манекенщица. Продажное искусство, среда коллекционеров и антикваров, которые превращают шедевры в предмет бизнеса.
Произведения эмигрантского периода в творчестве Ремарка немного расплывчаты и несут в себе элементы беллетристики. Но при этом глубокое ощущение безнадежности, всепоглощающего страха и отчаяния делают их осмысленными и заставляют задуматься о смысле жизни и ее принципах.