Мы все разные: кто-то богат, кто-то беден, кто-то безумно удачлив, ну а кому-то приходится доказывать свое право на существование, кто-то смотрит на жизнь оптимистически, а кому-то все рисуется в серых красках. Но, так или иначе, и вопреки тому, что все мы разные, всегда ценились и будут цениться такие вещи, как порядочность, верность, дружба, любовь. Эти понятия всегда были и всегда будут главными ценностями человечества. Именно к этому и призывает нас Ремарк со страниц своих романов.
Но, не смотря на это, многие считают Ремарка безнадежным пессимистом. Даже произведения писателя написаны так, что читателю кажется, будто в них все время идет дождь, а на небе застыли навечно серые грозные тучи. Но это не так! есть там и солнечный свет, и весеннее небо, и белый пушистый снег. Так можно ли назвать Ремарка безнадежным пессимистом? Пессимистом — да, безнадежным — нет. Ведь даже не смотря на то, что каждой его книге обычен трагический финал, в каждом новом романе его герой поднимается и вновь ведет свою борьбу, борьбу за жизнь, за выживание, борьбу за справедливость, за порядочность.
Многие считают первой книгой Ремарка роман «На западном фронте без перемен» (за который его даже номинировали на нобелевскую премию, хотя при рассмотрение нобелевский комитет отказался от этой заявки), где автор пытался рассказать нам о том, как видят войну простые немецкие солдаты, хотя это не совсем так. До этого писатель уже публиковал сборник своих стихов, написанный им еще в юности, а также книгу «О смешивании тонких водок».
Вторая книга Ремарка «Возвращение» также нравится критикам и читателям, хотя он не имела такого бешеного успеха, как первый роман. Здесь автор рассказывает нам о первых послевоенных месяцах жизни в Германии.
Поскольку главной темой в его произведениях являются осуждение войны и правительственной политики, нацисты устраивают гонения на писателя, публично сжигают его книги. Ремарк вынужден покинуть Германию. Он едет сначала в Швейцарию, а затем во Францию.
В эмиграции он пишет свой третий роман «Три товарища», в котором рассказывает о трeх молодых парнях, крепко связанных узами настоящей мужской дружбы.
Нацистское правительство в начале второй мировой войны лишает его гражданства. Главная любовь всей его жизни Марлен Дитрих помогает ему получить американскую визу и Ремарк уезжает в США, где пишет два следующих романа «Возлюби ближнего своего» и «Триумфальная арка». Многие критики считают, что главную героиню «Триумфальной Арки» Джоан Маду Ремарк списал с Дитрих.
Пока писатель находится в эмиграции, в Германии приговаривают к смертной казни и убивают его родню сестру. Узнав об этом, он пишет свой следующий роман «Искра жизни» и посвящает его свое убитой сестре. Это единственная книга, в которой писатель рассказывает о том, чего он сам лично не испытал в своей жизни, хотя все, описанное в книге, является правдой до последнего слова.
В конце 40-х годов Ремарк снова возвращается в Швейцарию. Здесь он создает следующие произведения: романы «Время жить и время умирать» и «Черный обелиск», пьесу «Последняя остановка» и сценарий фильма «Последний акт», эссе «Будьте бдительны!» и «Искушение взглядом», «Небо не знает фаворитов» (Жизнь взаймы) и работает над продолжением романа «Станция на горизонте», «Время жить и время умирать».
О судьбе эмигранта повествуют такие произведения, как «Ночь в Лиссабоне», «Тени в раю», «Возлюби ближнего своего» и «Триумфальная арка». Очень часто их называют эмигрантскими романами.
В последние годы своей жизни, а именно 16 лет, Ремарк перестает писать.
Ремарк не красноречив в своих романах. Он пишет простым, доступным каждому языком. Описывая своих персонажей или события, с ними связанные, он не останавливается на их описании подробно, он всегда сдержан, всегда немногословен. Он очень четко прописывает диалоги героев, а природу или вещи описывает лишь несколькими скупыми штрихами.
Едва ли не самую важную роль у Ремарка играют занятия героев, то, чем они зарабатывают себе на жизнь каждодневным трудом. Все его герои горячо любят свою профессию, каждый из них владеет своим делом в совершенстве. Это люди, которые находятся в постоянном конфликте со средой и обществом и, стремясь найти выход из этой суровой действительности, они находят его в работе. работа и дружба — вот что остается всегда неизменным.
Писатель сопереживает своим героям, читая его произведения, мы чувствуем искреннюю боль за человека. Но он не учить ни их, ни нас как надо правильно жить. Он просто рассказывает нам о простых людях, своих сверстниках, рассказывает о чем они думают, о чем переживают и страдают, чему радуются. Его сюжеты драматичны, каждая деталь быта, окружения, пейзажа вплетена в судьбы и характеристики героев. Высокое психологическое мастерство несомненно является сильной стороной творчества Ремарка.