В двадцатые — тридцатые годы двадцатого столетия с усилением влияния фашизма в Германии и последующим приходом его к власти, умы немецкой интеллигенции поневоле обратились к проблеме признавать или не признавать происходящее, и как ко всему этому отнестись. Как следствие, возникал вопрос об эмиграции. Замечательный немецкий писатель того времени Эрих Мария Ремарк не мог остаться в стороне от этих вопросов. Мало того, он оказался одним из самых последовательных авторов, который с одной стороны нацелил все свое творчество на ужас происходящего, а с другой — остался при этом на удивление беспристрастным и объективным описателем, ни на шаг не переступив черту отделяющую писателя от судьи. Тем и интересно его творчество последующим поколениям. Уже в самом начале тридцатых годов Ремарк, опасаясь преследования нацистов, перебирается в Швейцарию. Соответственно и эмигрантская тематика начинает звучать в его произведениях все чаще и чаще. Если до этого основной темой его книг было так называемое «потерянное поколение», то теперь это поколение становится «поколением без родины». Эти мотивы становятся все сильнее и сильнее в романах «Триумфальная арка», «Возлюби ближнего своего», «Ночь в Лиссабоне», пока, наконец, не достигают наивысшего развития и философского обобщения в книге «Земля обетованная». Практически все герои писателя — это люди, вынужденные по злой воле обстоятельств покинуть родину и скитаться по свету как перекати-поле. Все они исполнены благородства, честности, прямоты и исключительного мужества. Для них не важны более деньги, материальные блага или какие-то стандартные общественные идеалы. В цене остаются только «реальные ценности»: любовь, дружба и способность к самопожертвованию ради других. Теперь эти произведения считаются как бы литературным манифестом поколения, жившего в те тяжелые годы. Герои книг Ремарка, сохраняющие непоколебимое человеческое достоинство во время невыносимых испытаний физического и морального плана, в годы тяжелейшего экономического и социального кризиса, которые, под мастерским пером автора, стали фоном для развития и становления их характеров, помогли многим читателям даже во время любых трудностей оставаться самими собой, стали для них подлинной панацеей от укусов ненависти, нетерпимости и отчаяния.
Даже и сегодня, почти через столетие после событий, происходящих в романах Ремарка, мы можем повторить слова одного из героев романа «Триумфальная арка», который сказал, что жизнь — это всего лишь жизнь. Сама по себе она немногого стоит, и отказаться от нее не трудно. Но вот как отказаться от всего над чем насмехаются, что называется верой в человека и все человечество. Эту веру уничтожить нельзя, и, так или иначе, придется вытащить наш мир из крови и грязи.
Судьбы иммигрантов в книгах Ремарка поражают своей объемностью и правдивостью. Его герои — это живые люди. Мы отчетливо слышим их разговоры, следим за тем, как развиваются их судьбы, с сочувствиям относимся к их несчастьям и волнениям, и, в то же время, видим отчетливые пересечения со своими собственными идеями, проблемами и переживаниями. Как любой настоящий художник, Ремарк с потрясающей реалистичностью описавший свое поколение, в тоже время адресовался к поколениям будущего, с четким и предельно понятны посланием.
Даже политический смысл книг Ремарка далеко не устарел. По крайней мере не происходит ничего похожего на это. Основной вопрос, который задают и себе, и окружающим его персонажи — а правда ли нацисты подобно марсианам явились из глубин космоса и вероломно захватили беззащитную, никому не принадлежащую территорию, такую как, скажем, Германия? — или наоборот, в каждом, скажем, немце прячется нацист, а иначе с какого перепуга они так истово сражались за этих самых «марсиан»? — так и нашел еще окончательного ответа. А пока ответ не нашелся, поколения все новых и новых «моральных и физических» иммигрантов будут скитаться по миру в поисках своей «земли обетованной», и все новые поколения читателей будут с интересом обращаться к его книгам в поисках ответов, на все еще остающиеся актуальными вопросы.
Во всех произведениях Ремарка об иммигрантах, таких как «Ночь в Лиссабоне», «Триумфальная арка», «Возлюбите ближнего своего», а также последнего незавершенного «Земля обетованная», которая в изданном и завершенном варианте называется «Тени в раю», не обошлось без некоторых недостатков. Они наполнены беллетристскими шаблонами того времени и индивидуалистическим пацифизмом. Однако художественные достоинства, нравственность и неисчерпаемый гуманизм служат залогом многолетнего успеха его книг, как у самого широкого круга читателей, так и у профессиональной критики. Споры, посвященные его творчеству не утихают до наших дней.