Писатель, который вынужден был покинуть родную Германию и провести свою жизнь сначала в Швейцарии, потом во Франции, а под конец и в США не по наслышке знает о том, что такое эмиграция. И именно вынужденная эмиграция оказала огромное влияние на творчество Ремарка. Прежде всего, это прослеживается в таких романах, как «Возлюби ближнего своего», «Триумфальная арка», «Ночь в Лиссабоне», «Тени в раю» и незавершенном романе «Земля обетованная».
Рассуждая об эмигрантских романах Ремарка, следует говорить о той исторической реальности, которая вплетается в сюжет: во всех произведениях прослеживается ненависть автора к милитаризму и фашизму. Именно так он определяет свое отношение к политическим проблемам. Он не пишет ничего конкретного, его отношение прослеживается через цинизм его героев, которые хотя и настроены скептически, искренне верят в человека.
В романе «Возлюби ближнего своего» Ремарк показывает нам ночлежку, где собрались люди, оказавшиеся за бортом жизни. Они не живут, а выживают. Прошлое оставило неизгладимый след в их жизни и повлияло на их настоящее, неведомо им и их будущее. Но вот в ночлежку приходит Лука. Он показывает людям, что существуют вещи, которые одинаково ценятся и в шикарной гостиной, и в грязной ночлежке. Он рассказывает им, что до конца надо оставаться человеком, невзирая на трудности и лишения жизни. Лука — спаситель человеческих душ. Ремарк на примере ночлежки показывает нам весь наш мир, устами Луки напоминает о том, что ценнее всего в жизни: любовь к человеку, уважение, он призывает нас думать не только о себе, но и о людях, окружающих нас. Если мы станем добрее и человечнее, то и весь мир вокруг нас изменится к лучшему.
Следующий роман «Триумфальная арка» Ремарк задумывал как киносценарий, в котором главную роль должна была сыграть его возлюбленная — Марлен Дитрих. Хотя книга была дописана уже когда они расстались. В главном герое докторе Равике Ремарк описывает нам свой собственные чувства, страхи, тревоги. Дело в том, что в тот момент он переживает глубокую депрессию, живя во Франции, и даже Триумфальную арку в своих письмах к Дитрих он называет дорогой в ад. Герой Ремарка опустошен и раздавлен, он бежал из Германии во Францию и, будучи талантливым врачом, вынужден работать за копейки. Он живет не легально, он не представляет своего будущего и уже ничто не может вернуть его к жизни, даже любовь.
Эмигрант следующего романа Ремарка «Ночь в Лиссабоне» вынужден бежать от нацистов и скитаться в течении пяти лет, прежде чем у него появляется возможность вместе со своей женой уехать в Америку. В Лиссабоне он встречает незнакомца, который готов купить ему и его жене билеты на пароход, идущий в США при одном условии — незнакомец хочет выговориться и главный герой соглашается на это условие и слушает исповедь целую ночь. Оказывается, что их жизни очень похожи, а их судьбы переплетаются с судьбой всей Европы, которая пострадала от нацизма не меньше, чем они сами. Если сравнивать этот роман с предыдущими эмигрантскими произведениями Ремарка, то он отличается спокойствием, он более выдержан.
Последнюю свою книгу «Земля обетованная» писателю так и не удается закончить. Главное отличие этого романа заключается в том, все описанные события происходят в Америке. Этот роман не так пессимистичен, ведь речь в нем идет о людях, которым удалось добраться до Америке, которые не боятся ходить по улицам, которые могут достойно продолжать свою жизнь. Но воспоминания о прошлых ужасах все же не отпускают, пускай они приходят только по ночам, в снах, но тем не менее велико их влияние на героев романа. Как и во всех работах Ремарка, люди здесь выпивают, много и обо всем разговаривают, шутят. Как хотел закончить писатель свой роман? Этого мы, к сожалению, никогда не узнаем. Некоторые ученые делают различные предположения, ведь после смерти писателя осталось четыре черновика данного произведения, но как именно видел финал сам Ремарка утверждать нельзя.
Герои эмигрантских романов Ремарка — люди, которым пришлось покинуть свою родину по воле злого рока. Всех их объединяет простота, честность, порядочность, готовность жертвовать собой ради других. Для его героев имеют значение лишь вечные ценности: дружба, любовь, помощь ближнему. Такие герои, которые, не смотря на все трудности жизни, сумели сохранить свое человеческое достоинство помогли и помогают многим читателям оставаться человечными вопреки всему.
Будучи патриотом и отчаянно любя Германию, Ремарк прожил в эмиграции сорок лет. Он не отрекся от своей страны, хотя осуждал и не принимал многое, что в ней происходило. Он, как и каждый из героев его эмигрантских романов, бежал из страны не по собственному желанию, а спасаясь от нацистов. И все герой его произведений, как и сам автор, сохранили надежду, надежду на то, что рано или поздно все изменится в лучшую сторону, ведь «надежда умирает тяжелее, чем сам человек».