Романы Э.М.Ремарка — это частицы одного пазла, который собирается в масштабную картину под названием Жизнь. Так, плавно, контактируя друг с другом, как нити одного полотна, формируются образы, всегда неповторимые, яркие и экстравагантные.
«Жизнь взаймы»... Это произведение пропитано огромным арсеналом мудрых мыслей и изречений. Оно заставляет читателя задуматься. Причем задуматься не только о жизни во всех ее ипостасях, но и о не менее важных ценностях жизни — любви, дружбе. Эта книга доказывает, что мы живем «взаймы», «прожигаем» ее и ничего не отдаем взамен.
Вероятно, автор прав, считая, что люди — это падшие ангелы, которые постоянно находятся в поиске, которые регулярно куда-то стремятся. Однако куда? Они не могут вспомнить. Если бы была возможность вспомнить и прожить, еще немного, трансформируясь из одного возраста в другой. Надо торопиться, потому что есть куда торопиться, и обязательно нужно успеть. А что успеть? Часть людей живет так, как будто думает, что никогда не умрет.
Произведение «Жизнь взаймы», которое Ремарк переименовал в «Небо не знает фаворитов» было создано в 1959 году. Как самостоятельное произведение «Жизнь взаймы» было опубликовано в 1961 году.
Роман изначально не похож на предыдущие работы знаменитого писателя. Произведение абсолютно отдалено от каких-либо политических идей, которыми пронизаны другие романы Ремарка. Возможно, причина заключается в том, что Ремарк работал над «Жизнью взаймы» в мирное время, когда Европа отдыхала от политических катаклизмов. В своем произведении знаменитый писатель сделал ударение на эмоциональной составляющей.
Этот роман — не что иное, как дань Жизни. Жизни, которая вот-вот оборвется, ей осталось очень немного, она не хочет умирать, потому что она только началась.
Сюжетная линия разворачивается вокруг знаменитого французского автогонщика по имени Клэрфе. Он отправляется в Швейцарию с тем, чтобы повидаться со своим старинным приятелем, который проходит курс лечения в туберкулезном санатории. В Швейцарии он знакомится с главной героиней романа — девушкой по имени Лилиан. Она сразу покоряет его своим очарованием и привлекательностью. Лилиан — это некий прообраз героини Пат из ранее написанного Ремарком произведения «Три товарища». Лилиан также проходит курс лечения в клинике, однако шансы на выздоровление мизерны. Она слишком молода. Ее можно описать как хрупкую, легкую и самобытную натуру.
Последние несколько лет жизнь кажется ей серой будничной и однообразной. Проживаемые дни ничем не отличаются друг от друга, а будущее — известно заранее.
Единственным утешением является отдых с такими же, как она пациентами в барах. Ей опостылела клиника и такая жизнь. Она хочет изменить ситуацию, но понимает, что не в силах сделать это, а жить осталось ей совсем недолго. Остаток жизни она хочет максимально разнообразить, и намерена не потратить впустую ни единой минуты. На психологическом состоянии главной героине Ремарк сделал особый акцент.
Необходимо подчеркнуть определенное сходство между Лилиан и Клэрфе. Он почти каждый день, рискует расстаться с жизнью из-за занятий автогонками. Но все равно на первом месте для Клэрфе гонки.
В романе, Клэрфе и Лилиан познакомились и воспылали чувствами друг к другу, хотя они разные люди. Клэрфе организует для Лилиан побег из санатория. Они наслаждаются каждым мгновением, не задумываясь о том, что будет завтра. Будущее для них предсказуемо. Нет смысла вспоминать прошлое и тратить на него бесценные минуты, для них важно только настоящее. Человек ощущает чувство «полета» только тогда, когда он принимает во внимание время.
Безусловно, данное произведение заслуживает высочайшей похвалы. Ее можно на все сто процентов рекомендовать для прочтения.