Явление эмиграции было нехарактерным для стран Западной Европы. Но с приходом к власти фашистского тоталитаризма все изменилось. Так все произведения Эриха Марии Ремарка, написанные в период эмиграции, насквозь пропитаны романтизмом, задумчивой отрешенностью и тоской безысходности положения человека, вынужденного жить вдали от родины.
Роман «Тени в раю» описывает судьбу иммигрантов в США. Ремарк не закончил это произведение. И публикация его произошла уже после смерти автора, отредактированная и дописанная издательством.
Рассказ ведется от лица некого Роберта Росса. В Германии он был журналистом, потом удача улыбнулась ему, и герой оказывается в США. Роберт Росс идет по пути большинства эмигрантов, бежавших в Америку. В романе нет ничего конкретного, одни только тени в раю. Отсутствует сюжетная линия. Все повествование состоит из множества эмигрантских рассказов. Главный герой сначала пробует выучить английский язык, устроиться на работу, потом попытаться стать человеком, мужчиной, личностью.
Показывая других героев, Ремарк изучает становление эмигрантов в целом, их попытки вернуться к нормальной жизни. Кто — то способен на это, кто — то нет. И снова тот же трагизм и безнадежность.
В романе отсутствуют запутанные интриги, сложные образные зарисовки, резкие повороты сюжетных линий. Ремарк пристально наблюдает за всеми персонажами романа «Тени в раю». Видимо, автор изображал реальных людей. Он скрупулезно и педантично выводит все детали образа при первом знакомстве его с читателем.
Герой романа — настоящий немец, патриот, верно преданный своей стране. Он четко знает, что войну начали не немцы, а фашисты. Он отличный психолог, обладает твердым характером и быстрым умом. Ариец до мозга костей. Но и он всего лишь Тень в раю, не смотря на то, что герою удается сберечь свое «Я».
Заголовок романа совершенно точно обозначает каждого из героев. Никто из них не способен оставаться прежним. Они копии самих себя, сумрачные тени своего прошлого. Манекенщица с прозаичным именем Наташа, которая прячет тоску и отчаяние за красивыми вещами и пустой праздной жизнью. Кан, в прошлом участник сопротивления, тешит себя напрасными надеждами о мирном будущем, которое его разрушает. Кармен, которая легко и непринужденно чувствует себя в новых условиях. Но это только от того, что она глупа и поверхностна.
Э.М.Ремарк проводит главного героя сквозь россыпь трагических историй жизни второстепенных персонажей. Но именно этот прием создает нужную атмосферу произведения. Росс дает точные определения всем героям, которые вышли очень реальными и яркими.
Что касается стилевой окраски произведения, то тут Ремарк идеален. Сдержанный слог, яркие образы, создающие шаг за шагом целостное произведение.
Роман, в общем, трагичен, хотя иногда яркими пятнами вырисовываются некоторые эпизоды. Например, поездка Росса в Калифорнию Резкий контраст между мрачным и унылым Нью—Йорком и теплой и солнечной Калифорнией. Этот момент является ключевым в произведении. Именно здесь происходит осознание главным героем того, что для Америки война является игрой или фильмом, жестоким, но не реальным. Американцы воспринимают все поверхностно, не останавливаясь долго ни на чем. Эта скорость жизни делает их жестокими и равнодушными.
Эрих Мария Ремарк точен в деталях, которым уделяет особое внимание. Прочитав роман «Тени в раю» можно узнать много нового о жизни Нью-Йорка во время войны. Окружающая действительность реальна и естественна, но при этом само изложение воспринимается легко, а текст не перегружен описаниями и многочисленными перечислениями. Вряд ли эти положительные моменты можно отнести на счет работы редакторов романа. Нужно отметить, что все работы Эриха М. Ремарка отличаются именно немецкой точностью в описании деталей, мелких характеристик и нюансов.
Создается впечатление, что роман «Тени в раю» был написан не для всеобщей публикации. Он рассчитан на определенный круг читателей, именно для тех, кто столкнулся с явлением эмиграции. Безусловно, произведение заслуживает того, чтобы его прочитать и оценить, хотя бы в исключительно образовательных целях. Здесь видно мастерство и колоссальный талант Ремарка. Но ничего нового автор не предлагает. Кажется, все произведение построено на чисто субъективном восприятии эмиграции самим писателем.