«Земля обетованная». Эссе о произведении

Эрих Мария Ремарк был вынужден покинуть родину в начале тридцатых годов и никогда уже в Германию не возвращался. Интересно добавить, что после войны правительство Германии, объявив его национальным немецким писателем и чуть ли не героем сопротивления, так никогда немецкого гражданства ему и не вернуло. Долго пожив в Швейцарии, он в 1939 году перебрался в США. В 1947 году он получил американское гражданство, а в 1950 году начал работать над своим последним романом, который так и не успел закончить.

«Земля обетованная», последний посмертный роман Ремарка так и не доведенный им до конца. Он существует в трех различных черновых редакциях и из-за этого трудно сказать, что романом этим он поставил в своем творчестве точку, скорее уж это многоточие...

В 1971 году, когда вдова писателя начала вплотную заниматься его творческим наследием, один из вариантов романа был переработан, сокращен и издан под названием «Тени в раю». Через двадцать семь лет была, наконец, издана и самая последняя версия рукописи под оригинальным названием. Некоторые русскоязычные издательства выпускают книгу под названием «Обетованная земля».

По тематике роман напоминает «Триумфальную арку» или «Ночь в Лиссабоне», все то же бесконечное иммигрантское бегство, вот только здесь декорацией стала не взболтанная войной Европа, а спокойный и мирный Нью-Йорк и на календаре не 1934, а 1944 год. Да и бегство продолжается только в ночном кошмаре. В реальности оно, наконец, закончилось. И целыми днями блуждающие по нью-йоркским улицам немецкие беглецы, подобно выброшенным на берег рыбам, пялятся на окружающую мирную жизнь сквозь мутную пелену всего пережитого. Лишь в ночные часы, в кругу себе подобных, они оживают и становятся полноценными людьми.

Имя главного персонажа Людвиг. У него чужое имя и поддельный паспорт. Все его настоящее осталось в разрушенной войной Европе, откуда после многолетних мытарств ему удалось сбежать. Все эмигранты-беглецы добрались до американской земли настоящим чудом и как бы продолжают удивляться этому. И все-таки кому-то удается приспособиться. Некоторые даже устраиваются со всеми удобствами, меняют немецкие имена на американские, занимаются успешным бизнесом. Другим никак не удается привыкнуть. Они спят и видят, что в один прекрасный момент, когда война наконец закончится, смогут вернуться домой. Некоторые не могут дождаться и этого.

Война как бы присутствует на каждой странице книги, хотя она и не описывает никаких военных действий. В книге очень хорошо показано как близки мир и война, как тяжело их разъединить, оторвать друг от друга.

Необходимо добавить, что между романами Ремарка об эмиграции, как, впрочем, хотя и более отдаленно, между всеми романами писателя, наблюдается очень четкая безусловная связь, временная и событийная. Все они выстраиваются как бы в историю одной личности, возможно, олицетворение самого автора. И характеры главных героев, и их друзья, и места действия, — все выглядит очень похоже, хотя каждая книга содержит разные имена и названия. Мы книга за книгой читаем историю одного человека, одного поколения, одного взгляда на мир, и концом этой истории, прерванной смертью писателя, безусловно является роман «Тени в раю», поскольку роман был доработан и имеет четко выстроенную сюжетную линию. Его прообраз, которым является незаконченный «Земля обетованная», содержит пустоты и пробелы, в нем чувствуется недосказанность и незавершенность. Но, как ни странно, он не читается от этого хуже. Даже наоборот, кое-какие пробелы в сюжете позволяют даже в более полной степени оценить силу и глубину, созданных Ремарком образов и характеров.

Писателю не довелось закончить свое повествование об обетованной земле, которая осталась для главных героев чужой, бесплодной пустыней. Но все-таки сохранились наметки послевоенного развития событий. Лишь только наступил мир Людвиг все-таки возвращается в Германию. Его ведут отнюдь не романтические и ностальгические чувства и переживания. Он полон ненависти и жажды мести и стремиться лишь к одному: чего бы это ни стоило отыскать доносчика, из-за которого его отец был замучен в тюрьме. И в конце концов он разыскивает этого человека, находит и видит жалкое, умирающее существо в инвалидной коляске, видит и не может выстрелить. Людвиг полон ненависти к себе за гуманность, за то, что человечность в нем преодолела все остальное, и теперь в его глазах кажется чуть-ли не преступлением. Он даже спрашивает себя, а не стоит ли возвратиться в Америку, с которой его уже ничего не связывает. В одном из вариантов романа он даже кончает жизнь самоубийством, чувствуя что в нем самом ничего больше не осталось, душа мертва и перешагнуть через прошлое никогда и нипочем не удастся, а примириться с ним нет никакой возможности.