Библиография

Библиография (книги)


РОМАНЫ


Приют грёз (1920) (нем. Die Traumbude)

Приют Грёз«Приют грез» — это роман, который Ремарк писал с шестнадцати лет и до возвращения из армии, посвятил памяти Ф. Харстемайера и Л. Дитрих. Уникальность этого романа в том, что в нем, в отличие от большинства других романов автора, отсутствует военная тематика. Роман пропитан прекрасной поэзией немецких классиков и мыслями о любви. Наивность и сентиментальность романа дали повод критикам высмеять автора.

Приют грез — это своеобразный дом одного художника в небольшом немецком городке. Люди, обитающие в этом доме так далеки от настоящей, тяжелой жизни в послевоенной Германии.


Гэм (нем. Gam) (1924) (опубликован посмертно в 1998)

ГэмВ романе Э.М.Ремарка «Гэм» события разворачиваются в Париже, Вьетнаме, Сингапуре и Луксоре. Типичные ремарковские поиски смысла жизни и человеческого одиночества, разворачивающиеся в шикарных условиях экзотических мест.

Главная героиня романа — Гэм — необыкновенно красивая женщина, способная обольстить любого мужчину. Но, появляясь в самых разных уголках земли, она пытается найти свою любовь.


Станция на горизонте (нем. Station am Horizont) (1928)

Станция на горизонтеРоман «Станция на горизонте» увидел свет в 1998 году. До этого роман публиковался частями в журнале «Спорт в иллюстрациях». Действия романа разворачиваются после окончания войны на курортных местах Старого Света. А центральное место событий — гоночная автострада.

Главные герои получают удовольствие от жизни, испытывая опасные развлечения. В свое время о романе говорили, что этопроизведение «о первоклассных радиаторах и красивых женщинах».


На западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues) (1929)

На западном фронте без переменРоман «На Западном фронте без перемен» считается одним из самых характерных романов Э.М.Ремарка, который можно отнести к произведениям «потерянного поколения».

Главный герой романа, Пауль Боймер, во время Первой мировой войны служил в рядх немецкой армии и очутился на Западном Фронте. Там Пауль встречает человека, который становится его наставником, это — Станислав Катчински (по прозвищу Кат), вместе с которым он проходит войну.


Возвращение (нем. Der Weg zuruck) (1931)

ВозвращениеМожет показаться, что роман «Возвращение» во многом перекликается с романом «На западном фронте без перемен», но все же, это два самостоятельных романа. Роман занимает временное пространство между произведениями «На западном фронте без перемен» и «Три товарища».

Молодые люди вернулись с войны и пытаются строить свою жизнь заново, преодолевая безрадостный настрой, вызванный разочарованием в современном обществе, которое и виновато, по мнению главных героев, в войне. Развалившаяся страна, отчаяние и вопрос где же любовь, порядочность? Теперь каждый сам за себя и выживает, как может, в одиночку...


Три товарища (нем. Drei Kameraden) (1936)

Три товарищаВ романе «Три товарища» снова поднимается тема «потерянного поколения», попытки воссоздать мир, где царит настоящая дружба, верная любовь.

В центре событий три друга — Роберт Локамп, Готтфрид Ленц и Отто Кестер — пережившие Первую мировую войну, сражаясь на немецко-французском фронте. В кризисное послевоенное время они держатся вместе, работая в своей автомастерской.

Главный персонаж этого романа, Роберт Локамп, влюбляется в девушку Патрицию, принадлежащую к другому слою общества...


Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nachsten) (1941)

Возлюби ближнего своегоОсновная линия романа — это проблема нелегальных эмигрантов, которая была спровоцирована событиями, произошедшими во время разгара Первой мировой войны. Борьба с нелегалами была жестокой, вынуждая их скитаться и скрываться. Спокойного места для жизни не могли найти ни политические диссиденты, ни студенты, ни евреи, ни мелкие преступники.

Йозеф Штайнер и Людвиг Керн — одни из этих потерянных в жизни людей. Но никакие трудности и лишения не смогли сломить дух героев. Нацистский режим не смог лишить героев возможности радоваться и видеть прекрасное в столь непростое время.


Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe) (1945)

Триумфальная аркаДействие романа «Триумфальная арка» происходит в 1939 году. Главный герой, доктор Равик, живет в стране нелегально, и даже работает хирургом. Он, талантливый врач, вынужден оперировать пациентов, прикрываясь именами других хирургов. Живя под постоянной угрозой быть изгнанным из страны, доктор Равик разочаровывается в жизни, но в итоге он находит в себе силы для новых чувств.


Искра жизни (нем. Der Funke Leben) (1952)

Искра жизниЭто произведение «Искра жизни» Ремарк посвятил своей сестре Эльфриде, погибшей от рук нацистов в 1943 году.

Главный герой этого романа — выживший в концлагере политзаключенный под номером 509. Десять лет адских мучений не уничтожили надежду на спасение от нацистов. Сопротивление немощных, замученных заключенных ослабило силы команды СС. Усиление террора в лагере не привело к торжеству нацистской армии.


Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben) (1954)

Время жить и время умиратьЭрнст Гребер, служивший в российской армии, приехал в свой родной город в увольнительную, не предупредив родителей, чтобы не разочаровать их в случае отмены увольнительной. Картина, представшая его взору, была более чем страшная: разрушенный бомбардировками город унес жизни горожан, среди которых, возможно, были родители главного героя.

Эрнст начинает поиски пропавших родителей, параллельно встретив свою давнюю подругу Элизабет Крузе. Военное время оттесняет любовь в какой-то иной мир, делая ее нереальной. Но именно это чувство дает веру и поддержку в столь непростое время.


Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk) (1956)

Чёрный обелискГлавный герой романа «Черный обелиск» Людвиг Бодмер один из тех, кто пытается выжить после окончания войны. Вопреки своему желанию писать стихи, он вынужден трудиться вместе со своим другом Георгом в компании, специализирующейся на изготовлении надгробных плит. Помимо этого, он работает в качестве репетитора на дому, обучая ребенка хозяина книжного магазина. А также, он подрабатывает игрой на органе в маленькой церкви при психиатрической лечебнице.

Повествование романа «Черный обелиск» идет от лица Людвига, главного героя, но в нем отражаются события, произошедшие в жизни самого Ремарка. В 1921 году автор романа трудился коммивояжером в компании, продававшей надгробные плиты и памятники. Это было в городе Оснабрюке в мастерской братьев Фогт. Год спустя Э.М.Ремарк покинул город и уехал в Ганновер, получив там место журналиста.

Предприимчивые люди, пытающие возродить бизнес после окончания войны, сталкиваются с системой, вести дела при которой практически невозможно. Банкротство неизбежно, если придерживаться принципов честного заработка, без спекуляции и других безнравственных способов наживы.

После войны некоторые люди стали критично смотреть на развитие экономики, считая, что единственно верным решением проблем будет возвращение гитлеровской дисциплины.

Отношения Людвига с женщинами не складываются из-за его растерянности в плане освоения в новом, послевоенном мире жадности и алчности. Людвиг старается придерживаться своих принципов и идеалов.


Жизнь взаймы (нем. Geborgtes Leben) (1961)

Жизнь взаймыРоман «Жизнь взаймы» повествует о любви автогонщика Клерфэ и молодой больной женщины Лилиан. Встретившись в клинике, куда гонщик приехал для встречи с другом, они не смогли расстаться. Смертельная болезнь Лилиан не оставляла надежд на долгую счастливую жизнь, но она не отчаивается, пытаясь насладится отведенным ей коротким остатком жизни. На предложение Клерфэ быть вместе навсегда, она дает отказ. На очередной гонке Клерфэ трагически погибает, разбившись на трассе, а через полтора месяцев умирает Лилиан...

В романе полностью отсутствует политика и психологическое напряжение.


Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon) (1962)

Ночь в ЛиссабонеОригинальная подача повествования, оно ведется от лица героя-рассказчика совершенно другого «эмигрантского» романа — Людвига Керна (роман «Возлюби ближнего своего»), но это имя ни разу не фигурирует в романе «Ночь в Лиссабоне».

Снова тема немецкой эмиграции: после долгих скитаний главный герой возвращается на родину, разыскивает свою жену, и они вместе покидают Европу, совершенно раздавленную нацизмом.

Всего одна история, рассказанная в течение одной ночи. Аресты, лишения, гонения — все это хорошо известно самому Ремарку, ведь он сам был на месте своего героя.


Тени в раю (нем. Schatten im Paradies) (опубликовано посмертно в 1971)

Тени в раюГероев романа «Тени в раю», приехавших в Америку из обожженной огнем Европы, автор сравнивает с тенями. Беженцы со всех уголков Европы, бросившие свое прошлое: красивая манекенщица и спивающийся писатель, глупенькая артистка и превосходный хирург, герой войны и не теряющий надежды бизнесмен. Их объединяет непростое эмигрантское положение. Все они живет светлой надеждой однажды вернуться домой.

Повествование романа ведется от лица главного героя, журналиста, описывающего свой приезд в Нью-Йорк. Все образы в романе собирательные.


Земля обетованная (нем. Das gelobte Land) (опубликовано посмертно в 1998)

Земля обетованнаяРоман «Земля обетованная» является незавершенным произведением Э.М.Ремарка. Предполагается, что это самый масштабный роман писателя. Смерть Ремарка в 1970 году оборвала не только жизнь, но и работу над романом, оставив нам три варианта черновиков. На родине писателя роман вышел в 1998 году.

Главный герой романа бежит из Европы в Америку, благодаря паспорту, который он взял у убитого еврея. В далекой чужой стране он пытается найти себя.


РАССКАЗЫ

  1. Враг (нем. Der Feind) (1930-1931)
  2. Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun) (1930)
  3. Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury) (1930)
  4. Жена Йозефа (нем. Josefs Frau) (1931)
  5. История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe) (1931)
  6. Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok) (1931)


ПРОЧЕЕ

  1. Последний акт (нем. Der letzte Akt) (1955), пьеса
  2. Последняя остановка (нем. Die letzte Station) (1956), сценарий к фильму
  3. Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!!) (1956), эссе
  4. Глаз — как активный искуситель (нем. Das Auge ist ein starker Verfuhrer) (1958), эссе
  5. Существенные и мелкие иронические моменты в моей жизни. Интервью с самим собой. (нем. Grossere und kleinere Ironien meines Lebens. Interview mit sich selbst) (1966), эссе
  6. Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte werk) (1998), эссе
  7. Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst...) (2001), эссе