«Триумфальная арка»

Часто можно услышать, что роман Эриха М. Ремарка «Триумфальная арка» признан одним из самых трагичных произведений ХХ века. Это спорный вопрос. Ведь все искусство безумного столетия, которое пережило сразу две масштабные и кровопролитные войны, буквально пропитано болью, чувством одиночества и обреченности. История видит все произошедшее как перечень событий, искусство воспринимает действительность через судьбы и образы, чувства и переживания людей, прошедших через пламя военного и ужас послевоенного периодов.

Основой для сюжета стала история врача Фрезенбурга, который, эмигрировав, стал называться Равиком. Он принадлежит «потерянному поколению». Его юношеские годы пришлись на Первую мировую войну, а зрелость он встретить под гул бомбежек Второй мировой. Это наложило неизгладимый отпечаток на личность Равика. Его мироощущение сложилось из осколков снарядов, рванных и изуродованных тел, смерти и ощущения бесполезности жизни. Он врач, хирург, потому обязан помогать людям, спасать жизни, а не убивать. Но его благородство наталкивается на жестокость гестапо. Потеря любимой женщины Сибиллы, преследования нацистов и абсолютное крушение всех надежд приводит его в другую страну. Возможно, им руководит желание найти покой, поскольку счастье кажется нереальным. Попав во Францию, Равик оказывается в положении еще большего узника. Нет документов, нет возможности работать, нет надежды. Трагизм прошлого, обреченность настоящего. Все действия романа проходят ночью или поздним вечером. Мрачные улицы Парижа создают атмосферу усталого одиночества и оцепенения.

Но вот, кажется, что блеснула надежда на лучшее. Любовь. Спасет ли она героя от мрака одиночества? Но все напрасно. Душа Равика, как и сумрачный Париж, оцепенела и застыла. Главный герой спасает жизнь актрисе Жоан Маду, которая пыталась покончить жизнь самоубийством. Странная, непостоянная, с неустойчивой психикой женщина, и утомленный жизнью мужчина. Эти утопические отношения приносят только новые страдания героям. Постоянные ссоры опустошают Равика и Жоан Маду. Любовный сюжет не развивается. Автор просто показывает чувства и переживание героев. Но вскоре смерть снова приближается вплотную к Равику, обжигая его своим ледяным дыханием и убивая последнюю надежду на исцеление. Потеря Жоан, он выходит проигравшим из схватки со смертью. Гибель актрисы символична. Она совпадает с датой начала новой войны. Мир кажется жестоким, погрязшем во мраке безумия и одиночества. Краски стерты, и горечь от несостоявшихся надежд разъедает и без того больную душу.

Все события романа происходят в Париже, городе влюбленных, в котором все пронизано нежностью и романтизмом. Но сметающий все на своем пути фашизм отбирал у человечества все больше пространства, не оставляя возможности любить, желать, думать, жить. Главный герой сталкивается со своим злейшим врагом, убившем его любимую Сибиллу. Встреча с гестаповцем Хааке толкает Равика к принятию сложного решения в своей жизни. В романе нет закрытого финала. Начинается Вторая мировая война, и судьба главного героя неясна и туманна. Понятно лишь одно, что война неизбежна. И нет такого места, где можно было бы спрятаться или укрыться. Она накроет своей смертельной войной каждого. Война добралась до Равика, как бы он стремился от нее убежать.

Образ Триумфальной арки символичен. Она является выражением свободы и независимости Франции и всего человечества в целом. Построенная для торжественного прохождения через нее Наполеона со своим войском после похода на Россию, она пережила его бесславное возвращение. Также бесславно скрываться от режима Гитлера, необходимо бороться с ним. Автор уверен, что антифашистская борьба касается каждого, дабы не погасла вселенская искра любви, способная согревать людей. Необходимо истреблять всякое зло, чтобы избежать войны, чтобы люди свободно жили в своей стране, не теряли любимых, чтобы не угасал интерес к жизни, и не было больше потерянных поколений.

Роман Ремарка «Триумфальная арка» очень легко читается, скрытая в нем грусть проникает в сердце каждого читателя. Знаменитый писатель употребляет в своем произведении много фраз, ставших крылатыми. Среди них рассуждения о любви, от которой, по мнению Ремарка, женщины умнеют, а мужчины теряют голову, а без нее все только мертвецы в отпуске. Доказательством же любви являются не объяснения, а поступки. О деньгах, которые не должны находиться в руках жены, о дешевизне всего, что улажено с их помощью. Автор советует, ко всему относится легко, ведь мало что на свете долго остается важным. Также Ремарк тонко подметил, что беда и обаяние человека в величии замыслов и немощности их осуществления.

Книга Эриха М. Ремарка производит неизгладимое впечатление, оставляя в читателе желание изменить мир, в котором не должно быть места войне!